Широта распространения гидравлических систем в различных областях нашей жизни поистине впечатляет. Это и коммерческий транспорт, и внедорожная техника, и строительство, а также практически все отрасли современной индустрии. Поэтому неудивительно, что гидравлические системы стремительно развиваются. В настоящее время можно выделить следующие тенденции конструктивного совершенствования гидроприводов.
Во-первых, это увеличение отношения передаваемой мощности к массе привода. Путем использования более легких металлов и сплавов конструкторы добиваются уменьшения общей массы привода, не ослабляя при этом его мощности.
Во-вторых, это уменьшение рабочих зазоров между деталями рабочего органа (выходной и приемной полостей гидросистемы): механизмы становятся более технологичными, рабочее давление в них повышается, а значит, растет и мощность.
Очевидно, что указанные тенденции предъявляют особые требования к гидравлическим маслам, используемым в таком оборудовании. Учитывая специфику функционирования гидросистем — высокое давление и связанные с ним экстремальные нагрузки — для гидравлических масел крайне важно обладать хорошими противоизносными свойствами. В качестве противоизносной присадки во многих продуктах используются цинкосодержащие соединения. Они обладают рядом преимуществ и отлично справляются со своей функцией. Однако, для современных гидравлических систем этого иногда оказывается недостаточно. Для успешного функционирования в гидроприводах, конструктивные элементы которых содержат цветные металлы и которые характеризуются крайне малыми зазорами между деталями рабочего органа, гидравлические масла должны обладать еще как минимум двумя важными характеристиками:
нейтральностью по отношению к длительно контактирующим с ними материалам (главным образом к цветным металлам);
отличной чистотой и (или) фильтруемостью, особенно в условиях попадания в рабочую жидкость воды.
Масла с цинкосодержащими присадками далеко не всегда соответствуют указанным выше характеристикам. Именно поэтому все большее распространение сейчас получают так называемые бесцинковые масла. Вместо цинкосодержащего в них используется беззольный пакет присадок, состоящий из аминных солей и сложных эфиров дитиофосфорной кислоты. Кроме отличных противоизносных свойств, данный пакет придает гидравлическим маслам химическую нейтральность и значительно улучшает их фильтруемость.
В современных гидросистемах машин и механизмов присутствуют детали из разных металлов: разных марок стали, алюминия, бронзы, которые могут подвергаться коррозионно-химическому изнашиванию. Использование беззольных присадок делает бесцинковые гидравлические масла максимально соответствующими для удовлетворения требований химической нейтральности по отношению к различным металлическим поверхностям.
Наличие малых зазоров рабочих пар в современных гидросистемах (особенно, оснащенных аксиально-поршневыми механизмами) выдвигает особые требования к чистоте рабочих жидкостей. Поэтому в составе гидравлических масел крайне нежелательно наличие механических примесей и воды, которые могут привести не только к износу элементов гидрооборудования, но и к заклиниванию деталей. Даже незначительное количество (0,05-0,1 %) воды, попадающей в гидросистему с маслом или в процессе эксплуатации, ускоряет процесс окисления масла, вызывает гидролиз гидролитически неустойчивых его компонентов (в частности, присадок — солей металлов). Таким образом, вода способствует образованию шлама неорганического и органического происхождения, который забивает фильтр и зазоры обо-рудования. Перечисленные выше проблемы автоматически снимают-ся при использовании бесцинковых гидравлических масел. Обычные противоизносные присадки, содержащие цинк, обладают слабой гидролитической стабильностью и разлагаются под воздействием воды, образуя загрязнения. Гидравлические масла на беззольном пакете присадок обладают превосходной гидролитической стабильностью, то есть они не разлагаются под действием воды. Благодаря этому свойству масла гарантируется чистота, а значит, и долгий срок эксплуатации гидравлической системы.
Указанные преимущества предопределяют выбор бесцинковых гидравлических масел в качестве предпочтительных для использования я современных гидроприводах различных машин и механизмов.